пятница, 29 апреля 2016 г.

Самооценивание как составляющая гуманистического подхода к обучению

Гуманистический подход к обучению центрирован на учащемся. Роль учителя - способствовать подлинному усвоению нового, помогать ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей. Эту формулировку я заимствовал из текста Карла Роджерса. На мой взгляд, она очень хорошо отражает сущность гуманистического подхода к обучению. В своей знаменитой статье "Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем", Роджерс пишет:

"Вот вопросы, которые я задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, чтобы помочь им учиться:

  1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? 
  2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
  3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
  4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
  5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний — с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
  6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
  7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства?"
Такая позиция учителя предполагает, что в плане оценки первичной является способность ученика к самооцениванию, которое приверженцы гуманистического подхода иногда называют "единственной формой значимой оценки".

Вопросы к размышлению: 
  • Можно ли распространить этот принцип на группы и организации? 
  • Можно ли считать, что основной (наиболее значимой) формой оценки в образовательном учреждении, построенном на принципах гуманизма, должно быть самооценивание (в разных формах, естественно)? Речь идет не только и не столько об учениках уже. 

1 комментарий: